Шить или не шить? Вот в чем вопрос…

Поводом для написания данной статьи стал комментарий к предыдущей статье. Приведу его здесь  полностью.

Автовладелец по имени Руслан написал следующее:
«Веста 1.8 амт с завода 2.0. Дёрнуло меня перешить амт до 3.0 и ЭБУ. И начались мучения. С завода АМТ адаптивная по крутящему моменту. Прошивка ЭБУ оказалась верховая, переключения ушли в 3000… 3500об/мин, а на подъем и в 4000…5000 об/мин и получалось при движении на небольшой по уклону подъем двигатель крутить на низших передачах, хотя до этого переключения были по прямой от 2000…2500 об/мин и на подъем в районе 3000 об/мин. Помучался я так пару месяцев и откатил все прошивки к заводским и посетило меня счастье. Вывод один на заводе трудились над этим не гаражные эксперты, а инженеры, которые максимально отработали все режимы работы и максимально добивались баланса работы всех систем авто в комплексе.»
 
К сожалению, очень часто по такому же пути как и Руслан проходят многие автолюбители, и не всегда проблемы возникают из-за того, что прошивка ЭБУ двигателя, как он выразился — «гаражная».  Написание ответа выросло до такого объема текста, что получилась отдельная статья, поэтому размещаем ответ Руслану — здесь, а в ответе на комментарий просто приведена ссылка на эту статью. Итак, как говорил Гамлет: «Шить или не шить? Вот в чем вопрос!»
LADA Vesta SW Cross

Гаражные поделки

Действительно, в интернете есть огромное количество прошивок непонятного происхождения, авторство которых приписывается именитым калибровщикам. На самом деле те, кто выкладывает эти прошивки в общий доступ, сами не знают кто является её автором и просто приписывают авторство какому ни будь известному человеку, вводя тем самым в заблуждение, а по сути — обманывая автолюбителей. Уважающий себя мастер ценит свой труд и свои знания, поэтому никогда не будет подписывать свою прошивку чужим именем и уж тем более не станет выкладывать в общий доступ прошивки других калибровщиков.

 Установка такой «прошивки из интернета» на свой автомобиль — это всегда большой риск нанести ему вред, и бывает очень серьезный вред, но, к сожалению, далеко не все автовладельцы это осознают.

В нашей практике попадались разные интересные случаи. Бывало и такое, что устанавливалась прошивка ЭБУ двигателя Mitsubishi Grandis с целью отключения иммобилайзера. Прошивка была якобы от именитого калибровщика, но в итоге привела к выходу из строя АКПП!
 
в этом автомобиле блоки управления двигателем и АКПП совмещены в один

Одна голова - хорошо, а две - лучше!

В автомобилях LADA ЭБУ двигателя и ЭБУ АМТ — это два разных блока. Прошиваются они независимо друг от друга. Прошивка одного из них не предполагает обязательной прошивки другого и это дает шанс на получение проблем.

Казалось бы, любому, хотя бы немного технически грамотному человеку, должно быть очевидно, что программа управления двигателем должна учитывать особенности программы управления АМТ, и наоборот. Ключевая фраза здесь: «должно быть очевидно». К сожалению, очевидно далеко не всегда и уж нем более не всем, поэтому дальше буду излагать простым языком, понятным для большинства, а специалистов прошу отнестись к этому с пониманием и не судить строго.

В качественных прошивках согласованность действительно присутствует. Простыми словами, прошивка двигателя как бы «знает» как должна и как будет вести себя прошивка АМТ, а следовательно, учитывает это поведение в своих алгоритмах. Но и прошивка АМТ, в свою очередь, «ожидает» от двигателя вполне конкретного поведения, того которое в нее заложили разработчики. Любое расхождение в этих «ожиданиях» непременно приведет к проблемам.

Напомню то, о чем уже говорилось в предыдущих статьях о прошивках АМТ 2.0 и АМТ 3.0.

Обе эти прошивки — заводские! Разрабатывались и тестировались они с такими же заводскими прошивками ЭБУ двигателя. Другими словами, алгоритмы прошивок двигателя и АМТ согласованы между собой. 

Зачастую проблемы создает себе сам автовладелец. Сначала прошивает АМТ на прошивку 2.0 или 3.0, а мы помним, что это заводские прошивки, и затем прошивает ЭБУ двигателя, не калибруя прошивку под свой автомобиль, «какой-то хорошей прошивкой», о происхождении которой владельцу либо ничего не известно, либо это просто «хороший знакомый посоветовал», либо его просто обманули.  И тут начинаются проблемы.

ЭБУ М86 Ителма
ЭБУ (электронный блок управления) двигателем М86 производства Ителма, устанавливаемый на LADA Largus / Лада Ларгус с МКПП
Контроллер АМТ (TCU)
Контроллер АМТ. В статьях часто упоминается как ЭБУ АМТ

Лебедь, Рак и Щука

Помните басню про лебедя, рака и щуку? Она коротенькая, но очень полезная, и уж точно не детская. Приведу её текст полностью — прочитайте эти несколько строк.

Вот точно так и происходит в автомобиле: ЭБУ двигателя говорит одно, ЭБУ АМТ — совершенно другое, водитель ожидает третьего, а в результате «воз и ныне там».

Как вы думаете, что будет если двигатель ведёт себя по одной программе и «ожидает» от АМТ определенной, вполне конкретной реакции, а АМТ работает по совершенно другой, которая не предполагает такого поведения двигателя? Правильно, будет именно то, что описал наш вдохновитель Руслан в своем комментарии. «Адаптивность» прошивки АМТ, о которой писал Руслан, весьма условная. Но особенно показательна фраза: «… прошивка ЭБУ оказалась верховая». Простите мой сарказм, но что значит «оказалась»? Вы её на дороге нашли или в лотерею выиграли? Прошивка двигателя должна быть именно такой, какую вы заказали калибровщику, и никакой другой, и ключевое слово здесь — «заказали»! 

 

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
И.А. Крылов

Калибровка нам поможет

Автовладелец должен изначально знать, зачем он прошивает двигатель, что его не устраивает в работе или поведении данного агрегата, и что он хочет изменить. Калибровщик, выслушав его, говорит, что можно исправить прошивкой, а что нельзя, что нужно настраивать, а что лучше не трогать, виновата ли в обозначенных проблемах прошивка двигателя или причина кроется в другом. Далее изготавливается прошивка, устанавливается в автомобиль и «обкатывается». После того, как водитель наездил достаточное количество часов/километров, он либо доволен прошивкой, либо просит калибровщика поправить какие-то нюансы. Как правило, весь этот процесс происходит при активном участии диагноста, так как далеко не каждый водитель может самостоятельно посмотреть все параметры работы двигателя, чтобы сообщить их калибровщику.  Если калибровщик, к которому вы обратились, действительно мастер и создает свои прошивки самостоятельно, то он без проблем внесет в неё все необходимые вам изменения, конечно если это возможно в принципе, и отправит вам на тестирование новую версию. Зачастую без какой-либо дополнительной платы, хотя бывает по разному. Все зависит от ваших требований. Калибровщик тратит на реализацию ваших желаний свое время и оно, разумеется, должно быть оплачено.

Программа редактирования прошивок ChipTuningPRO
Вот так выглядит прошивка «изнутри»

Доверяй, но проверяй

Очень часто мастера, которые выполняют прошивку автомобилей (давайте для простоты я буду называть их диагностами), не изготавливают эти прошивки самостоятельно, и это абсолютно нормально. Калибровка — сложный процесс, требующий глубокого понимания принципов работы ДВС, систем управления, впрыска и много чего еще. Не всякий сможет это осилить. Поэтому диагност просто использует прошивки от других калибровщиков. Совершенно не важно, где он это делает: в «крутом» автосервисе или в гараже. Я лично, да и многие из вас думаю тоже, встречал в «гаражах» весьма грамотных и даже талантливых мастеров с большой буквы, а так же откровенных идиотов — в дилерских автосервисах. Дураки, как известно, встречаются везде, а уж мошенники и подавно. Как же разобраться кто перед вами? Хорошую прошивку вам собираются поставить или не очень? Как ответить на эти вопросы, особенно если вы сами ничего в этом не понимаете? 

Обмануть доверчивого человека можно всегда, но, чтобы как-то уберечь себя от недобросовестных «мастеров», вот несколько советов:

  • уважающий свою репутацию диагност, никогда не поставит прошивку, происхождение которой ему не известно.

 Даже если вы сами принесете ему её на флешке и попросите прошить — он откажется, так как понимает возможную тяжесть последствий и дорожит своей репутацией. Схема «Я прошью, но ни за что не отвечаю» для хорошего диагноста — неприемлема!

  • хороший диагност не прошивает авто «чем-то скачанным из интернета».

Ответственный диагност все прошивки ПРИОБРЕТАЕТ У КАЛИБРОВЩИКА! Только так и никак иначе! Бывает, что диагност использует в своей работе прошивки от калибровщика, который не очень широко известен, но это не означает, что они хуже. Они могут быть даже лучше! Реклама и пиар нужны далеко не всем. Многие люди просто занимаются любимым делом, получают с этого необходимый для них доход, и не стремятся к популярности и сверхприбыли. Это не означает, что они глупее. Это означает, что они скромнее. В профессиональном же плане они могут быть значительно «круче» самых именитых и известных в широких кругах калибровщиков.

  • хороший диагност не будет прошивать неисправный автомобиль.

К последнему правилу комментарии излишни, но многие продолжают им пренебрегать. Сначала автомобиль полностью обслуживается, устраняются все недостатки, выявленные при диагностике, и только потом — прошивка.

Только на заводе умные, а все остальные - дураки

Давайте теперь разберем тезис о том, что «…на заводе трудились над этим не гаражные эксперты, а инженеры».

Во-первых, в гаражах и частных автосервисах тоже встречаются инженеры, и весьма неплохие. Все мы прекрасно понимаем политическую, экономическую, социальную и многие другие ситуации в нашей стране. Мы с вами давно уже живем в капиталистическом обществе, где главным фактором является прибыль, а потом уже качество. Зачастую, качество не принимается в расчет вовсе. Есть среди вас те, кто помнит сколько «пробегали» до капитального ремонта ДВС иномарки, выпущенные в 80-е, 90-е годы? А сколько пробегают современные? К тому же страна у нас большая, и не всякий инженер может или хочет работать на заводе, но это никак не характеризует его как плохого специалиста. Например, ваш покорный слуга, который пишет для вас эту статью, имеет высшее техническое образование и специальность «инженер по автоматизации технологических процессов и производств». При этом по прямой специальности работал чуть больше трех с половиной лет, был на хорошем счету, и ушел с работы по причинам, никак не связанным с профессиональными качествами. Бóльшую же часть своей трудовой деятельности, а это более 24 лет, проработал программистом.

Во-вторых, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Все мы в первую очередь люди, и нам свойственно ошибаться. Даже высококлассный специалист совершает ошибки и не важно, где он работает: на заводе или в гараже. Никто не застрахован.

В-третьих, некоторые частные компании, которые выпускают собственные прошивки, располагают такой материально-технической базой и проводят такое тестирование и обкатку своих прошивок, что заводу и не снилось! Точнее заводу оно просто не нужно, так как не принесет дополнительной прибыли, а затраты — возрастут.

Те, кому мои тезисы показались не убедительными, пусть поставят на свою «Ладу» АМТ 2.0 или АМТ 3.0, поездят на ней пару дней, а потом установят первую прошивку АМТ, над которой тоже трудились «…инженеры с завода, которые максимально отработали все режимы работы и максимально добивались баланса работы всех систем авто в комплексе», и покатаются на ней. Все сомнения отпадут сами собой.

Замер мощности авто на стенде

Выводы

На вопрос прошивать АМТ или нет уже был дан ответ в предыдущих статьях. Ссылки на них уже приводились выше, но для удобства приведу их еще раз:

Наш ответ: однозначно, да! После прошивки обязательно выполните процедуры адаптации! Поверьте, что вышедшее из строя сцепление не стоит сэкономленной условной тысячи рублей. У нас, кстати, адаптации входит в стоимость прошивки АМТ и выполняется в обязательном порядке.

Стоит ли менять при этом прошивку двигателя? В данном вопросе я советую применять всего два основных принципа:

  • не навреди
  • лучшее — враг хорошего

Мы считаем, что прошить желательно, но не обязательно. При этом гораздо важнее то, какую именно прошивку ЭБУ двигателя вы установите. Если вы не готовы тратить на приобретение и калибровку прошивки свое время  и деньги — не прошивайте! Поверьте, что одной прошивки АМТ будет достаточно, чтобы ощутить разницу и получить удовольствие от вождения.

«Не навреди», или primum non nocere (дословно: «прежде всего — не навреди»), — старейший принцип медицинской этики, обычно приписываемый Гиппократу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Call Now